+7 861 206-77-95

В продаже запчасти для дробилки КСД-600

Купить запчасти для дробилки конусной КСД-600 от производителя из наличия и на заказ. Узнать больше +7 (861) 206-77-95!
29 September, 2019

Дробилки СМД-109А, СМД-110А: запчасти в наличии

В наличии запчасти для дробилок щековых СМД-109А, СМД-110А от производителя. Отгрузка из Краснодара. Спешите купить! +7 (861) 206-77-95
29 September, 2019

Конструкции центробежно-ударных дробилок

Обзор конструкций центробежно-ударных дробилок. Принцип самофутеровки, принятый для защиты ускорителя и отражательной поверхности дробилки, предполагает закрытый ускоритель.
08 October, 2019

Технология лазерной наплавки молотков дробилок

В работе рассматривается лазерная наплавка износостойких материалов, приводятся режимы технологического процесса наплавки, приведены результаты испытаний на износ и результаты натурных испытаний.
08 October, 2019
Главная / Статьи / 

Щебень для асфальтобетона: обеспечение требуемого качества

Щебень для асфальтобетона: обеспечение требуемого качества


Асфальтобетон – битумоминеральный дорожно-строительный материал, получаемый уплотнением асфальтобетонной смеси, состоящей из рационально подобранной смеси минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и  перемешанных в нагретом состоянии [1]. Асфальтобетон применяют для строительства покрытий на дорогах всех категорий. Эксплуатационные свойства асфальтобетона – прочность, плотность (пористость), сдвигоустойчивость, трещиностойкость  –  должны соответствовать конкретным дорожно-климатическим условиям (перспективной интенсивности движения, климатическим особенностям).

Свойства асфальтобетона определяются характеристиками составляющих его материалов,  их количественным соотношением,  режимом приготовления смесей и уплотнения. Требования к качеству каждого из составляющих материалов асфальтобетонных смесей регламентируют соответствующие нормативные правовые акты (стандарты).

Щебень является одним из основных материалов при приготовлении асфальтобетонной смеси. От его качества зависят такие потребительские свойства покрытия, как ровность, коэффициент сцепления, прочность, долговечность. Уровень требований к щебню, применимого для производства асфальта, значительно выше, чем для щебня, используемого в общестроительных работах (например, для подготовки оснований дорог, производства бетона). Целью настоящей работы являлось рассмотрение основных методов обеспечения требуемого качества щебня, применяемого для изготовления асфальтобетона.

Основная часть. Щебень – дробленый и разделенный (грохочением) по крупности на фракции минеральный материал из горных пород, гравия, валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности. Щебень должен изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93 [2]. Качество щебня регламентируется следующими его характеристиками: крупность и форма зерен, показатели прочности, морозостойкость, степень загрязненности пылевато-глинистыми примесями.

Обеспечение качества щебня на этапе геологоразведочных работ. Обеспечение качества щебня закладывается главным образом на этапе геологоразведочных работ при определении строительно-технических свойств горной породы месторождения и решении вопроса о целесообразности разработки месторождения. Для производства щебня рекомендуется применять следующие горные породы: базальт, диабаз, гранит, сиенит, диорит, габбро (таблица). Использование именно этих горных пород главным образом и обеспечивает свойства щебня, необходимые для изготовления асфальтобетона высокого качества.

Характеристика горных пород, применяемых для изготовления щебня [3, 4]

Горная порода

Плотность, кг/м3

Прочность при сжатии, МПа

Пористость, %

Водопоглощение, %

Излившиеся (эффузивные) магматические породы

Базальт

2700…3200

200 (иногда до 500)

 0,4…1,5 

1…5

Диабаз

2800…3000

200 (иногда до 400)

 0,1…0,2

0,01…0,2

Глубинные (интрузивные) магматические породы

Гранит 

2500…2800

100…250 (иногда до 300)

≤ 1…1,5

≤ 0,5

Сиенит

 2700…2900

150…250

незначительная

0,1…1

Диорит

2700…2900

150…300

1,4…1,5

0,1…0,2

Габбро

 2900…3160

до 350

0,12…2,2

0,02…0,7

 

Обеспечение качества щебня при его производстве. Обеспечение качества щебня во многом определяется качеством процесса дробления исходных минеральных материалов. С этой целью на практике применяют разнообразное технологическое оборудование, при подборе последнего исходят из вида и прочности горной породы. Форма зерен щебня (оптимальной является кубовидная) зависит от исходного материала (горной породы), а также от принципа работы дробильного агрегата. Обычно применяют специальные конусные дробилки или дробилки ударного действия (молотковые, ударно-центробежные и отбойно-центробежные). Отметим, что дробилки ударного действия являются дорогими в эксплуатации и характеризуются повышенным выходом отсевов дробления. Качество щебня при дроблении зависит и от правильной наладки (регулировки) имеющегося оборудования. 

Разделение щебня по крупности на фракции. Одно из основных требований к щебню для дорожного строительства предъявляется к его фракционному составу. Разделение щебня по крупности на фракции осуществляется грохочением.

Обогащение щебня по прочности (плотности) производят в отсадочных машинах, механических классификаторах, в тяжелых средах. Наибольшее распространение получили первые два способа [5].

Отделение загрязняющих примесей. Для повышения качества щебня в технологические схемы включают промывку материала. Поскольку в месторождениях магматических горных пород глинистые включения отсутствуют, то в технологических операциях переработки таких пород промывку предусматривают только при значительном содержании пылеватых частиц. В этом случае для промывки щебня достаточно переместить его ленточным транспортером из одного штабеля в другой с дождеванием на транспортере.

Повышение морозостойкости щебня возможно осуществить посредством его гидрофобизации. С этой целью зерна щебня можно обработать кремнийорганическими жидкостями (ГКЖ-10, ГКЖ-11) или другими водоотталкивающими составами (петролатум, жидкий битум, отработанное моторное масло и пр.). Важно производить обработку зерен в момент их образования, когда поверхность зерен еще не соприкасалась с кислородом воздуха [5]. Отметим, что гидрофобизация щебня, применяемого для строительства дорожных покрытий, высокозатратна. В то же время изначальный рациональный выбор горной породы для производства щебня, обладающей низкими пористостью и водопоглощением, позволяет обеспечить высокую морозостойкость без гидрофобизации щебня.

Технический контроль за качеством щебня на соответствие стандартам и техническим условиям осуществляется посредством испытаний, проводимых лабораторией технического контроля на всех этапах производства щебня. Таким образом, качество конечной продукции определяется также качеством работы указанной лаборатории, которое зависит от уровня квалификации персонала, применяемых методов и средств оценки качества сырья и готовой продукции [6].

Список литературы

1. ГОСТ 9128-2009. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия (введен 2011-01-01).

2. ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (введен 1995-01-01).

3. Грушко И.М. Дорожно-строительные материалы/ И.М. Грушко, И.В. Королев, И.М. Борщ, Г.М. Мищенко. – М.: Транспорт, 1991.

4. Номенклатура и свойства материалов из природного камня [Электронный ресурс]// ООО «ЯрКамень»: сайт. URL: http://www.naturalstone.ru/articles/vse_o_kamne/nomenklatura_i_svoistva_materialov_iz_prirodnogo_kamnya/ (дата обращения: 03.01.2016).

5. Справочная энциклопедия дорожника. Том.1. Строительство и реконструкция автомобильных дорог / Под ред. заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, д-ра техн. наук, проф. А.П. Васильева. – М.: Информавтодор, 2005.

6. Никишин В.Е. Обеспечение качества продукции при производстве щебня// Техническое регулирование в транспортном строительстве. –2015. –№ 2. – С.19-22.

 

Евстигнеева Ю.В., Евстигнеева Н.А.

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Москва, e-mail: tb_conf@mail.ru

 

Источник: https://elibrary.ru